Проект решения Березниковской городской Думы   Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Березники» за 2020 год   (docx, 95 kb)

Рассмотрев отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Березники» за 2020 год в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 07 февраля 2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», пункта 21.2. раздела XXI Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Березники», утвержденного решением Березниковской городской Думы от 29 ноября 2011 г. № 281 Березниковская городская Дума РЕШАЕТ:

1.Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Город Березники» за 2020 год принять к сведению (прилагается).

2.Разместить настоящее решение на официальном сайте Березниковской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Настоящий отчет о работе Контрольно-счётной палаты муниципального образования «Город Березники» (далее – КСП г. Березники, Контрольно-счетная палата) за 2020 год подготовлен в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», подпункта 5 пункта 6.8 раздела VI Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Город Березники», утвержденного решением Березниковской городской Думы от 29 ноября 2011 г. № 281 (далее – Положение о КСП).

Отчет содержит информацию о работе Контрольно-счетной палаты за прошедший год, обобщает результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, является одной из форм реализации принципа гласности деятельности контрольно-счетного органа.

  1. Основные направления и правовое регулирование деятельности Контрольно-счетной палаты.

 

КСП г.Березники осуществляет свою деятельность в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Уставом муниципального образования «Город Березники», Положением о КСП.

Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно, создана в целях контроля над исполнением местного бюджета, а также за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Полномочия КСП г. Березники закреплены в статье 52 главы 5 Устава муниципального образования «Города Березники» и в разделе 4 Положения о КСП.

Организация работы в 2020 году традиционно строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов эффективного функционирования органа внешнего государственного финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

2.Основные итоги деятельности Контрольно-счетной палаты в 2020 году. 

 КСП г. Березники в процессе реализации возложенных на неё полномочий в 2020 году осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую и иную деятельность в соответствии с планом работы на 2020 год, утвержденным приказом председателя Контрольно-счетной палаты от 27.12.2019 года № 26-од.

В плане работы на 2020 год были учтены поступившие предложения от депутатов Березниковской городской Думы, Администрации и Прокуратуры г.Березники, Контрольно-счетной палаты Пермского края, обращение ПРОО «Гражданский надзор». В течение года план не корректировался.

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой проведено 62 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия (см.таблицу ниже), что меньше, чем в 2019 году на 11 мероприятий. Снижение обусловлено меньшим, чем в 2019 году, поступлением проектов Решений Березниковской городской Думы по вопросам, входящим в Полномочия Контрольно-счетной палаты.

План работы КСП на 2020 год выполнен полностью.

2018 2019 2020
Количество проведенных контрольных мероприятий 7 9 9
Количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий,
в том числе:
75 64 53
— по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления 61 50 35
— прочие экспертизы, анализы, мониторинги, информации 14 14 18
Направлено представлений 6 7 7
Возмещено в местный бюджет по результатам проверок, тыс.руб. 871,3 515,6 651,7

 

Заключения и отчеты по проведенным мероприятиям направлялись в Березниковскую городскую Думу и Главе города – главе администрации города Березники (далее – Главе города).

В рамках каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия анализировалось соблюдение требований законодательства в сфере бюджетных правоотношений. Изучение нормативных актов в практике их применения позволяло выявлять их пробелы и несогласованность, оценивать полноту регламентации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций различных организационно-правовых форм.

Учитывая современные требования, предъявляемые к контрольной деятельности органов внешнего финансового контроля, КСП г. Березники в ходе проведения мероприятий ориентировалась не только на оценку законности расходования бюджетных средств, но и на анализ эффективности использования финансовых ресурсов и муниципального имущества.

Более подробно информация по проверкам показана ниже.

3.Экспертно-аналитическая деятельность. 

Проведение экспертно-аналитических мероприятий органами внешнего финансового контроля обусловлено требованиями федерального законодательства.

Комплекс экспертно-аналитических мероприятий является частью единой системы контроля формирования и исполнения бюджета муниципального образования «Город Березники», распоряжения муниципальной собственностью.

3.1. Основная группа экспертно-аналитических мероприятий проводилась в рамках проведения экспертизы проектов решений Березниковской городской Думы, предусматривающих расходы, осуществляемые за счет средств бюджета муниципального образования «Город Березники», или содержащих вопросы соблюдения установленного порядка распоряжения муниципальным имуществом.

Структура проектов нормативно-правовых актов, прошедших экспертизу КСП г. Березники в 2020 году, по видам направлений представлена в диаграмме:

3.1.1. Финансовая экспертиза проектов решений Березниковской городской Думы о местном бюджете и вносимых изменениях в него в 2020 году, как и в предыдущем году, осуществлялась 10 раз. Целями проведения данной экспертизы являются: установление соответствия проектов решений требованиям бюджетного законодательства; определение полноты, целесообразности и обоснованности вносимых изменений; анализ объективности планирования доходов и расходов бюджета города.

Экспертное заключение на проект решения Березниковской городской Думы «О бюджете муниципального образования «Город Березники» на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» подготовлено Контрольно-счетной палатой города Березники в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При подготовке заключения Контрольно-счетной палатой проведен анализ реализации в Проекте бюджета положений, сформированных в документах стратегического планирования муниципального образования, таких как Прогноз социально-экономического развития, Основные направления налоговой политики, Основные направления бюджетной политики.

Финансовая экспертиза проводилась КСП г. Березники на основе сравнительного анализа показателей Проекта бюджета с ожидаемым исполнением и уточненным бюджетом. Наиболее детальный анализ выполнен в отношении доходов, расходов бюджета на реализацию муниципальных программ, а также объема бюджетных инвестиций.

Проект решения «О бюджете муниципального образования «Город Березники» внесен на рассмотрение Березниковской городской Думы в полном соответствии с требованиями по сроку и объему, установленными ст.185 БК РФ.

В полном объеме соблюдены ограничения, установленные Бюджетным Кодексом Российской Федерации по параметрам дефицита бюджета, муниципального долга и расходам на его обслуживание, по объему резервного фонда и условно утвержденных расходов.

Доходы и расходы в Проекте бюджета соответствуют объему средств межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальному образованию «Город Березники» в проекте бюджета Пермского края.

В условиях снижения темпов роста собственных доходов бюджета муниципального образования на первый план выходит решение задач по повышению эффективности расходов, обеспечению сбалансированности бюджета.

3.1.2. По проектам Решений Березниковской городской Думы, содержащих вопросы соблюдения установленного порядка распоряжения муниципальным имуществом (вопросы по Плану приватизации, по порядку списания имущества, по безвозмездному пользованию и передаче имущества), Контрольно-счетной палатой подготовлено 12 Заключений (в 2019 году -13).

В процессе подготовки Заключений в ряде случаев по мере возникновения вопросов и предложений от служащих КСП г. Березники корректировался разработчиками первоначальный проект Решения Думы.

Вопросы налогообложения, неналоговых платежей, рассматривались в 2 экспертизах (в 2019 году – 5) Контрольно-счетной палаты.

3.1.3. Вопросы формирования расходных обязательств, утверждения годового отчета, утверждения форм отчетности, утверждения Положений о муниципальных заимствованиях и муниципальных гарантиях затрагивались в 11 экспертизах Контрольно-счетной палаты (меньше, чем в 2019году в 2,2 раза).

Заключение Контрольно-счетной палаты на отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Город Березники» — это комплексный анализ деятельности исполнительной власти в части выполнения принятых обязательств.

Основной акцент при анализе представленного отчета об исполнении бюджета был сделан на исполнение плановых показателей. Фактов осуществления расходов, непредусмотренных бюджетом или с превышением бюджетных ассигнований, проведенной проверкой не установлено.

По результатам проведенной проверки Отчета администрации города, представленного в форме проекта решения «Об исполнении бюджета муниципального образования «Город Березники» за 2019 год», КСП г.Березники подтверждает достоверность Отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Березники» и считает целесообразным предложить:

— администрации города повысить реалистичность планирования доходов от реализации имущества, значений целевых показателей муниципальных программ;

— управлению благоустройства администрации города принять меры по устранению выявленных в ходе внешней проверки МКУ «Служба благоустройства» нарушений и замечаний путем внесения соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

3.2. За отчетный период КСП г. Березники выполнено 18 экспертно-аналитических мероприятий помимо экспертизы проектов Решений Березниковской городской Думы.

3.2.1. В целях реализации полномочий, определённых Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», КСП г.Березники были проведены экспертно-аналитические мероприятия по экспертизе отчетов об исполнении городского бюджета за первый квартал, первое полугодие, за 9 месяцев 2020 года, утверждаемые правовыми актами администрации города.

3.2.2. В рамках экспертно-аналитической деятельности в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты, а также решением Березниковской городской Думы от 27 декабря 2005 г. № 58 «О Депутатском запросе», два раза в год КСП г. Березники выполняет аналитические мероприятия по величине недоимки по платежам за аренду муниципального имущества и земли и принятых мерах по ее снижению.

Целью данных экспертно-аналитических мероприятий является оценка проводимой работы по снижению задолженности по арендным платежам за муниципальное имущество и за землю главным администратором доходов бюджета, осуществляющим начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

3.2.3. Кроме вышеназванных проводились экспертно-аналитические мероприятия:

— «Мониторинг изменений муниципальных программ в 2019 году»,

— «Реализация мероприятий приоритетных проектов»,

— «Мониторинг расходования бюджетных средств на исполнение судебных актов»

— «Анализ образования просроченной кредиторской задолженности муниципальных организаций перед поставщиками и подрядчиками». Данная тема для проведения экспертно-аналитического мероприятия была рекомендована Контрольно-счетной палатой Пермского края.

3.2.4. С целью организации контроля своевременности рассмотрения организациями представлений и предписаний, выполнения мероприятий по устранению нарушений, выявляемых в ходе проверок, КСП г. Березники провела 7 экспертно-аналитических мероприятий.

4.Контрольные мероприятия. 

В отчетном периоде проведено 9 контрольных мероприятий в соответствии с Планом работы КСП г. Березники на 2020 год. Кроме того, в отчетном году началось контрольное мероприятие совместно с Прокуратурой г.Березники «Проверка управления земельными ресурсами муниципального образования».

Перечень контрольных мероприятий и виды нарушений приведены в Приложении №1.

Объем средств городского бюджета, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил в 2020 г. 1 730, 4 млн рублей, что на 134,5 млн. или на 8,5% больше, чем в 2019 году. Контрольными мероприятиями было охвачено 16 объектов проверок (в 2019 году – 11 объектов)

По результатам контрольных проверок КСП г. Березники выявлены нарушения на общую сумму 45 106, 8 тыс.руб. или 2,6 % в общем объеме проверенных средств.

В диаграмме ниже показаны выявленные нарушения в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с Классификатором, разработанным Счетной палатой Российской Федерации.

Как видно из диаграммы, структура выявленных нарушений в 2019 году и 2020 году существенно различается: если в 2019 году основная доля нарушений приходилась на нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (41,6% от общей суммы нарушений), то в 2020 году – на нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (57.7%).

4.1. Нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 425,6 тыс.руб..

К данному виду нарушений относятся неправомерное и нецелевое использование бюджетных средств.

4.1.1. «Проверка использования бюджетных средств, выделенных на проведение физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований».

Согласно приказу и смете расходов возмещение расходов по перевозке спортсменов и сопровождающих по маршруту: г. Березники – Тюмень – Курган – Березники в сумме 50 тыс.руб. должно быть произведено за счет средств от оказания платных услуг, однако возмещение расходов по перевозке спортсменов произведено за счет средств субсидии на иные цели.

Неправомерные выплаты по оплате судейства соревнований на общую сумму 54,4 тыс.руб. (Комитету по физической культуре и спорту администрации города Березники, МАУ СП «СШ Кристалл», МАУ СП «Спортивная школа олимпийского резерва «Темп», МАУ СП «Летающий лыжник») выразились в нарушении утвержденных Норм расходов на организацию и проведение физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований и численного состава судейской коллегии.

4.1.2. «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета, предусмотренных на предоставление бесплатного питания отдельным категориям учащихся в образовательных учреждениях города».

Расходование средств муниципального образования «Город Березники» на бесплатное двухразовое питание в 2019-2020 учебном году при отсутствии подтверждающих документов, составило всего 55,4 тыс.рублей.

Обратный пример: проверкой выявлены факты не предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ОВЗ при наличии заключения ПМПК, в связи с чем дополнительные расходы бюджета муниципального образования «Города Березники» за не предоставление бесплатного двухразового питания при наличии заключения ПМПК с действующим сроком, в размере убытков, понесенных родителями (законными представителями) на организацию питания обучающегося с ОВЗ составят, как минимум, 42,1 тыс.рублей

4.1.3. «Проверка отдельных вопросов финансовой деятельности Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» за период 2018 – 1-е полугодие 2020 года».

Нарушение порядка проведения строительного контроля за ходом строительства объекта капитального строительства выразилось в оплате услуг по осуществлению строительного контроля (авторского надзора), не подтвержденных документально на сумму 100 тыс.руб.

4.2. Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 25998,7 тыс.рублей.

При проверке годового отчета за 2019 год МКУ «Служба благоустройства» находящегося в ведомственном подчинении Управления благоустройства администрации выявлены нарушения при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности на сумму 25980,1 тыс.рублей: составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, вследствие чего произошло искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее, чем на 10%.

4.4. Нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 18663,1 тыс.рублей.

Основная сумма: недополучено доходов от неприменения штрафных санкций в связи с просрочкой выполненных работ и ненадлежащее выполнение обязательств по договорам подряда в МКУ «Управление капитальное строительство».

4.5. Неэффективное расходование бюджетных средств – 19,4 тыс.руб.

МАДОУ «Детский сад № 89» недополучило в 2019 году 17 тыс.руб. доходов от сдачи в аренду нежилых помещений в связи с неэффективным использованием муниципального имущества (не вся используемая площадь включена в договор аренды).

5.Принятые меры по результатам контрольных мероприятий. 

В целях усиления контроля за исполнением Представлений КСП г. Березники по истечении 2 месяцев со дня направления Представления проводит экспертно-аналитическое мероприятие о результатах реализации контрольной проверки (см. п. 3.2.4 настоящего Отчета). Заключение о контроле результатов реализации мероприятий направляется с сопроводительным письмом в Березниковскую городскую Думу и Главе города.

Информация по направленным Представлениям и мерам, принятым объектами проверки по результатам контрольных мероприятий, показаны в Приложении №2.

По контрольным мероприятиям, произведенным в 2020 году, КСП г. Березники вынесла 7 Представлений. Из них 2 исполнены в полном объеме (начальнику управления городского хозяйства администрации города Представление №2 от 8.05.2020, начальнику Управления образования администрации города Березники Представление №5 от 24.09.2020) , по Представлению в адрес МКУ «Управление капитального строительства» срок исполнения не наступил. Сняты с контроля 4 Представления предыдущих годов.

Во исполнение Представлений в 2020 году возвращено в местный бюджет 651,7 тыс.рублей (основная сумма – по проверкам предыдущих годов); приняты меры дисциплинарной ответственности в отношении 10 сотрудников; актуализирован и разработан ряд нормативных документов.

КСП г. Березники в 2020 году составлено 2 протокола об административном правонарушении:

— в отношении директора МКУ «Служба благоустройства г.Березники» Кычановой Г.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях за искажение бухгалтерской отчетности. Мировой судья своим Постановлением от 16.06.2020г. признал Кычанову Г.М. виновной в совершении административного правонарушения и назначил ей административный штраф в размере 6 тыс.рублей;

— в отношении юридического лица МАУ СП «СШ Кристалл» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нецелевое расходование средств. Мировым судьей дело об административном правонарушении прекращено.

6.Информационная, организационно-методологическая и иная деятельность. 

В целях реализации принципа гласности информация о деятельности КСП размещается на официальном сайте Березниковской городской Думы www.berduma.ru на странице Контрольно-счётной палаты.

Методологическая база Контрольно-счетной палаты состоит из правовых актов, включающих Положение, Регламент и Стандарты внешнего муниципального финансового контроля (в КСП г.Березники разработано 9 Стандартов).

В течение отчетного года с целью совершенствования организации работ и приведения в соответствие изменениям действующего законодательства на постоянной основе проводилась работа по актуализации и принятию новых внутренних нормативных документов.

Фактическая численность сотрудников КСП г.Березники на 31.12.2020 года – 6 человек. Специалисты Контрольно-счетной палаты повышают свой профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации и участвуя в семинарах.

В рамках взаимодействия с Союзом контрольно-счетных органов Пермского края, Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации КСП г.Березники осуществляется постоянный обмен информацией.

7.Основные задачи на 2021 год. 

Направления деятельности Контрольно-счетной палаты в 2021 году определены требованиями законодательства и существующей ситуацией в экономике.

План работы Контрольно-счетной палаты на 2021 год размещен на официальном сайте Березниковской городской Думы.

В 2021 году традиционно большое внимание будет уделено реализации муниципальных программ, как в части законности и эффективности расходования средств, так и на предмет влияния достигнутых показателей программ. В ходе мероприятий будут рассмотрены различные вопросы – от соблюдения законодательства при расходовании средств до эффективности реализации полномочий и функций.

Планируется расширить аналитическое и информационное обеспечение деятельности Палаты, гласность в ее работе, продолжить разработку системы стандартов внешнего финансового контроля на основе изучения и обобщения опыта их применения, оптимизировать деятельность контрольного органа, повышать квалификацию сотрудников.

Будет продолжена работа по повышению эффективности внешнего муниципального финансового контроля, предполагающего не только критичное осмысление бюджетных процессов, но и совместную с органами исполнительной власти выработку мер и механизмов по повышению результативности использования бюджетных средств.