ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 01-02-1341 от 23.08.2023   Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений муниципального образования «Город Березники» Пермского края   (doc, 519 kb)

В соответствии с подпунктом 3) пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 3 части 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2007 № 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества» администрация города Березники ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений муниципального образования «Город Березники» Пермского края (далее – Порядок).

2.Официально опубликовать настоящее постановление в официальном печатном издании – газете «Два берега Камы» и разместить его полный текст, состоящий из настоящего постановления и Порядка, указанного в пункте 1 настоящего постановления, на Официальном портале правовой информации города Березники в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.Настоящее постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования в официальном печатном издании, и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2023.

4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации, осуществляющего общее руководство и контроль за деятельностью Планово-экономического управления администрации города Березники.

ПОРЯДОК осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений муниципального образования «Город Березники» Пермского края

I.Общие положения

1.1.Настоящий Порядок осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений муниципального образования «Город Березники» Пермского края (далее – Порядок) устанавливает процедуру осуществления контроля за деятельностью муниципальных автономных учреждений, муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных казенных учреждений муниципального образования «Город Березники» Пермского края (далее соответственно – муниципальное бюджетное учреждение, муниципальное автономное учреждение, муниципальное казенное учреждение, муниципальное образование) и не распространяется на органы местного самоуправления муниципального образования.

1.2.Понятие «муниципальное учреждение», применяемое в настоящем Порядке, используется применительно к муниципальному образованию.

1.3.Структурное подразделение Администрации города Березники, осуществляющее функции и полномочия учредителя муниципального учреждения (далее – Учредитель), устанавливает особенности осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений.

1.4.Предоставление отчетов о результатах деятельности муниципальных учреждений регулируется муниципальным правовым актом Администрации города Березники, регламентирующим порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности муниципальных учреждений муниципального образования «Город Березники» Пермского края.

1.5.Предоставление отчетов об использовании имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями, регулируется муниципальным правовым актом Администрации города Березники, регламентирующим порядок составления и утверждения отчета об использовании имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями муниципального образования «Город Березники» Пермского края.

1.6.Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – План) муниципальных учреждений регулируется муниципальным правовым актом Администрации города Березники, регламентирующим порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений муниципального образования «Город Березники» Пермского края.

II.Предмет контроля за деятельностью муниципальных учреждений

2.1.Предметом контроля за деятельностью муниципальных учреждений в рамках настоящего Порядка является:

2.1.1.соответствие деятельности муниципального учреждения целям, предусмотренным его учредительными документами;

2.1.2.использование по назначению, распоряжение и сохранность муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования и закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями (далее – муниципальное имущество);

2.1.3.финансово-хозяйственная деятельность муниципального учреждения в части:

2.1.3.1.выполнения муниципального задания, качества оказываемых услуг (выполненных работ);

2.1.3.2.выполнения плановых показателей результативности деятельности муниципального учреждения;

2.1.3.3.выполнения плана по доходам от оказания платных услуг (выполненных работ);

2.1.3.4.выполнения плановых показателей в целом по муниципальному учреждению по платным услугам;

2.1.3.5.посещаемости муниципального учреждения;

2.1.3.6.расходования средств, в том числе полученных от оказания платных услуг (выполненных работ);

2.1.3.7.наличия (отсутствия) дебиторской, кредиторской задолженности;

2.1.4.открытость и доступность информации о деятельности муниципальных учреждений.

2.2.Положения настоящего раздела не применяются при осуществлении:

2.2.1.контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

2.2.2.контроля в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

2.2.3.контроля в соответствии Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

2.2.4.финансового контроля, проводимого в порядке, предусмотренном действующим бюджетным законодательством Российской Федерации.

III.Органы, осуществляющие контроль за деятельностью муниципальных учреждений

3.1.Органами, осуществляющими контроль за деятельностью муниципальных учреждений, являются:

3.1.1.Учредитель – в части осуществления контроля:

3.1.1.1.за соответствием деятельности муниципального учреждения целям, предусмотренным его учредительными документами, в соответствии с компетенцией;

3.1.1.2.за выполнением муниципальным учреждением муниципального задания;

3.1.1.3.за выполнением плановых показателей результативности деятельности муниципального учреждения;

3.1.1.4.за посещаемостью муниципального учреждения;

3.1.1.5.за выполнением плана по доходам от предоставления платных услуг (выполнения работ);

3.1.1.6.за расходованием средств муниципальным учреждением;

3.1.1.7.за наличием дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с компетенцией;

3.1.1.8.за обеспечением открытости и доступности информации о деятельности муниципального учреждения.

3.1.2.Управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники (далее – УИЗО) – в части осуществления контроля за использованием по назначению, распоряжению и сохранностью имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

3.1.3.Планово-экономическое управление администрации города Березники (далее – Планово-экономической управление) – в части осуществления мониторинга:

3.1.3.1.размещения Плана муниципального бюджетного учреждения и муниципального автономного учреждения, бюджетной сметы муниципального казенного учреждения, отчета о результатах деятельности муниципального учреждения и годовой бухгалтерской отчетности муниципального учреждения на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.bus.gov.ru/ (далее – официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях), за исключением случаев, если действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное;

3.1.3.2.выполнения плана по доходам от предоставления платных услуг (выполнения работ);

3.1.3.3.выполнения плановых показателей по платным услугам в целом по муниципальному учреждению.

3.1.4.Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского учета» (далее – МКУ «ЦБУ») – в части осуществления контроля за наличием дебиторской и кредиторской задолженности в части своей компетенции.

IV.Виды контроля, организация и проведение контрольных мероприятий 

4.1.В муниципальном учреждении осуществляются следующие виды контроля:

4.1.1.контроль за соответствием деятельности муниципального учреждения целям, предусмотренным его учредительными документами;

4.1.2.контроль за выполнением муниципального задания;

4.1.3.контроль за посещаемостью муниципальных учреждений;

4.1.4.контроль за выполнением плана по доходам от предоставления платных услуг (выполненных работ);

4.1.5.контроль за расходованием средств;

4.1.6.контроль за наличием дебиторской и кредиторской задолженности;

4.1.7.контроль за обеспечением открытости и информационной доступности деятельности муниципального учреждения;

4.1.8.контроль за использованием по назначению, распоряжению и сохранностью имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

4.2.Контроль за соответствием деятельности муниципального учреждения целям, предусмотренным его учредительными документами, осуществляется его Учредителем в соответствии с Порядком, утвержденным локальным актом Учредителя.

4.3.Контроль за выполнением муниципального задания осуществляется Учредителем с целью обеспечения оказания муниципальным учреждением муниципальных услуг (выполнения работ), установленных муниципальным заданием, их качества и объемов в соответствии с муниципальным правовым актом Администрации города Березники, регламентирующим порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования «Город Березники», и за финансовым обеспечением выполнения муниципального задания.

4.3.1.Оценка степени выполнения муниципального задания осуществляется Учредителем по следующим критериям:

4.3.1.1.показатели объема оказания муниципальных услуг (выполнения работ) в натуральном выражении;

4.3.1.2.объем бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

4.3.1.3.показатели качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) – наличие жалоб потребителей на оказываемые муниципальные услуги (выполняемые работы), иные показатели качества, определяемые в муниципальном задании;

4.3.1.4.степень удовлетворенности потребителей качеством муниципальных услуг (работ).

4.3.2.Муниципальные учреждения ежеквартально, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, в срок до 15 января года, следующего за отчетным годом, представляют Учредителю отчет муниципального учреждения о выполнении муниципального задания (далее – отчет).

Отчет составляется за отчетный период нарастающим итогом (1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев, год) и включает в себя пояснительную записку о результатах выполнения муниципального задания с пояснением причин отклонения (в случае их наличия).

4.3.3.Учредитель рассматривает отчет в течение 7 рабочих дней со дня его поступления. По результатам рассмотрения отчета Учредитель принимает одно из следующих решений:

4.3.3.1.о выполнении муниципальным учреждением муниципального задания в полном объеме;

4.3.3.2.о корректировке муниципального задания для муниципального учреждения;

4.3.3.3.о проведении проверки в отношении муниципального учреждения;

4.3.3.4.о мерах воздействия (поощрения) в отношении руководителя муниципального учреждения.

4.3.4.По результатам рассмотрения отчета Учредитель формирует сводный отчет о выполнении муниципального задания (далее – сводный отчет) подведомственными ему муниципальными учреждениями и в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет его курирующему заместителю главы администрации. К сводному отчету прилагается пояснительная записка, содержащая краткий анализ результатов выполнения муниципального задания подведомственными Учредителю муниципальными учреждениями за отчетный период. Одновременно копия сводного отчета с пояснительной запиской направляется в Планово-экономическое управление.

4.4.Контроль за посещаемостью муниципальных учреждений осуществляется с целью полноты и достоверности учета всех посетителей муниципальных учреждений.

4.4.1.Контроль за посещаемостью осуществляется Учредителем ежеквартально в форме выездных проверок. План проверок составляется Учредителем ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, и утверждается курирующим заместителем главы администрации. В план проверок включаются все подведомственные Учредителю муниципальные учреждения, предоставляющие платные услуги (выполняющие работы).

4.4.2.По результатам проверок Учредитель в течение 7 рабочих дней со дня окончания проверки составляет акт проведения проверки в произвольной форме, который направляется для сведения курирующему заместителю главы администрации.

4.5.Контроль за выполнением плана по доходам от предоставления платных услуг (выполненных работ) осуществляется Учредителем.

Мониторинг выполнения плана по доходам от предоставления услуг (выполнения работ) осуществляется Планово-экономическим управлением.

4.5.1.Муниципальные учреждения ежемесячно, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставляют Учредителю показатели объема оказанных услуг (выполненных работ) и дохода в разрезе услуг (работ), составленные по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее – показатели объема).

4.5.2.Учредитель в рамках осуществления контроля ежемесячно проверяет представленные показатели объема на предмет достижения муниципальными учреждениями плановых значений. В случае невыполнения плана по доходам Учредитель запрашивает у муниципального учреждения дополнительные пояснения, выявляет причины отклонений. В случае необходимости Учредитель подготавливает служебную записку на имя курирующего заместителя главы администрации с предложениями по улучшению работы муниципального учреждения для достижения плановых значений.

4.5.3.В рамках ежеквартального мониторинга Учредитель в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Планово-экономическое управление отчет по выполнению плана по доходам подведомственными муниципальными учреждениями муниципального образования «Город Березники» Пермского края, составленный по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (далее – отчет по выполнению плана).

В отчет по выполнению плана информация заносится за отчетный период и, начиная со 2 квартала, нарастающим итогом за период (6 месяцев, 9 месяцев, год).

К отчету по выполнению плана прикладывается пояснительная записка с объяснением причин отклонений фактических значений от плановых значений.

4.5.4.По итогам рассмотрения показателей объема и отчета по выполнению плана Учредитель принимает следующие решения:

4.5.4.1.о проведении проверки в отношении муниципального учреждения;

4.5.4.2.о мерах воздействия в отношении руководителя муниципального учреждения.

4.6.Контроль за расходованием средств.

4.6.1.Учредитель ежемесячно осуществляет контроль за расходованием средств, используемых муниципальным учреждением в рамках выполнения своих основных функций, а также средств, полученных от оказания платных услуг (выполнения работ).

4.6.2.Расходы муниципальным автономным учреждением и муниципальным бюджетным учреждением должны осуществляется в рамках утвержденного Плана, а муниципальным казенным учреждением – в рамках бюджетной сметы.

4.6.3.Учредитель также осуществляет контроль за расходованием средств муниципального учреждения путем участия в процессе согласования договоров, планируемых муниципальным учреждением к заключению. Заключение договоров должно осуществляться в том числе в соответствии с планом закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

4.6.4.Муниципальные учреждения ежемесячно формируют отчет о показателях по расходованию средств от оказания платных услуг (выполнения работ) и иной приносящей доход деятельности, составленный по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее – отчет о показателях по расходованию средств), и в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют его Учредителю.

4.6.5.Учредитель в рамках осуществления контроля ежемесячно проверяет представленный отчет о показателях по расходованию средств на предмет соответствия фактических расходов плановым значениям.

При наличии отклонений Учредитель запрашивает у муниципального учреждения дополнительные пояснения, выявляет причины отклонений.

В случае необходимости Учредитель подготавливает служебную записку на имя курирующего заместителя главы администрации с пояснениями причин отклонений фактических расходов муниципального учреждения от плановых значений.

4.6.6.В рамках мониторинга выполнения плановых показателей по платным услугам в целом по муниципальному учреждению Учредитель ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в Планово-экономическое управление анализ выполнения плановых показателей по платным услугам (в целом по муниципальному учреждению), составленный по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку, с приложением аналитической записки о причинах несоответствия показателей плановым показателям (в случае необходимости).

4.6.7.Планово-экономическое управление анализирует представленную информацию и направляет факторный анализ выполнения плана по доходам от оказания платных услуг заместителю главы администрации, осуществляющему общее руководство и контроль за деятельностью Планово-экономического управления, составленный по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку, с приложением пояснений Учредителей.

4.7.Контроль за наличием дебиторской и кредиторской задолженности (далее – задолженность) осуществляют МКУ «ЦБУ» и Учредитель.

4.7.1.МКУ «ЦБУ» ежемесячно направляет Учредителю информацию о наличии (отсутствии) у муниципальных учреждений просроченной кредиторской задолженности. Данная информация предоставляется по форме и в сроки, утвержденные приказом Финансового управления администрации города Березники.

4.7.2.В случае наличия у муниципального учреждения задолженности Учредитель выясняет причины образовавшейся задолженности.

4.7.3.В случае риска возникновения у муниципального учреждения просроченной задолженности МКУ «ЦБУ» в рамках оперативного мониторинга извещает об этом Учредителя в срок до 15 числе месяца, следующего за отчетным месяцем.

4.7.4.Ответственность за наличие просроченной задолженности несет руководитель муниципального учреждения и его Учредитель.

4.8.Контроль за обеспечением открытости и информационной доступности деятельности муниципального учреждения.

4.8.1.В рамках контроля за обеспечением открытости и информационной доступности Учредитель осуществляет проверку своевременного размещения достоверной информации, указанной в подпункте 3.1.3.1 пункта 3.1 раздела III настоящего Порядка, на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.

Порядок предоставления, размещения информации, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

4.8.1.1.В случае размещения муниципальным учреждением некорректной, недостоверной информации или в случае ее неразмещения его Учредитель может принять одно из следующих решений:

4.8.1.1.1.о проведении проверки в отношении муниципального учреждения;

4.8.1.1.2.о мерах воздействия в отношении руководителя муниципального учреждения.

4.8.2.В рамках своей компетенции Планово-экономическое управление в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации, осуществляет мониторинг размещения муниципальными учреждениями информации, указанной в подпункте 3.1.3.1 пункта 3.1 раздела III настоящего Порядка, на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.

В случае неразмещения муниципальными учреждениями информации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, Планово-экономическое управление готовит служебную записку на имя руководителя Учредителя, в чьем ведении находится муниципальное учреждение, полностью или частично не разместившее информацию и документы.

4.9.Контроль за использованием по назначению, распоряжению и контроль за сохранностью муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями (далее – контроль).

4.9.1.Контроль осуществляется в плановом и внеплановом порядке.

4.9.1.1.Плановый контроль осуществляется путем проведения инвентаризации муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления у муниципальных учреждений (далее – инвентаризация муниципального имущества).

4.9.1.1.1.Инвентаризация муниципального имущества проводится в отношении каждого муниципального учреждения один раз в три года в соответствии с планом инвентаризации, который утверждается на очередной календарный год приказом УИЗО в срок не позднее 20 декабря текущего года.

План инвентаризации размещается на официальном сайте Администрации города в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не позднее 01 января года, на который утвержден указанный план.

4.9.1.1.2.Основными задачами при проведении инвентаризации муниципального имущества являются:

1)достоверное определение фактического наличия муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями;

2)выявление неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества;

3)повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе за счет повышения доходности от его коммерческого использования;

4)изменение и уточнение реестра муниципального имущества муниципального образования;

5)выявление отклонений, различий между зарегистрированным в документах состоянием объектов муниципального имущества на момент контроля и их фактическим состоянием;

6)определение технического состояния объектов муниципального имущества и возможности дальнейшей их эксплуатации;

7)проверка законности передачи муниципальными учреждениями муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и по иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом;

8)выявление фактов нарушения действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок владения, пользования и (или) распоряжения муниципальным имуществом, и установление лиц, допустивших такие нарушения.

4.9.1.1.3.Результаты инвентаризации оформляются актом инвентаризации муниципального имущества, который подписывается председателем и членами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта инвентаризации муниципального имущества направляется муниципальному учреждению в течение 5 рабочих дней с момента его подписания, второй – Учредителю, третий – остается в УИЗО.

4.9.1.1.4.При выявлении по результатам инвентаризации муниципального имущества фактов нарушения действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, решается вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, а также УИЗО направляются обращения в правоохранительные органы и суд с целью защиты общественных интересов.

4.9.1.2.Внеплановый контроль осуществляется путем проведения проверок в следующих случаях:

4.9.1.2.1.при поступлении информации об установлении фактов хищений, и (или) злоупотреблений, и порчи муниципального имущества;

4.9.1.2.2.в случае стихийных бедствий, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, повлекших нанесение ущерба муниципальному имуществу;

4.9.1.2.3.в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

V.Права органов, осуществляющих контроль за деятельностью муниципальных учреждений, в рамках своих полномочий по осуществлению контроля за их деятельностью

5.1.Органы, осуществляющие контроль за деятельностью муниципальных учреждений, в рамках своих полномочий вправе:

5.1.1.запрашивать и получать от муниципальных учреждений учредительные, финансовые, бухгалтерские и иные документы, характеризующие деятельность проверяемого муниципального учреждения (в том числе копии документов в бумажном и электронном виде);

5.1.2.запрашивать и получать от должностных, материально ответственных и других лиц муниципального учреждения письменные объяснения и справки по вопросам, возникающим по результатам проведения контрольных мероприятий, а также устные разъяснения по существу проверяемых вопросов;

5.1.3.проводить плановые и внеплановые проверки;

5.1.4.направлять своих представителей для участия в проводимых муниципальным учреждением мероприятиях.

5.2.На основании результатов контроля, проведенного в соответствии с требованием подпунктов 4.2 — 4.9 раздела IV настоящего Порядка, принимается следующее решение:

5.2.1.о соответствии (или несоответствии) результатов деятельности муниципального учреждения установленным Учредителем показателям деятельности и об отсутствии (или наличии) выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений;

5.2.2.о дальнейшей деятельности муниципального учреждения с учетом оценки степени выполнения установленных показателей деятельности;

5.2.3.о сохранении (увеличении, уменьшении) показателей муниципального задания и объемов бюджетных ассигнований;

5.2.4.о реорганизации муниципального учреждения, изменении его типа или ликвидации муниципального учреждения;

5.2.5.о принудительном изъятии муниципального имущества муниципального учреждения при наличии оснований, установленных действующим законодательством Российской Федерации;

5.2.6.о направлении Учредителю муниципального учреждения предложений о необходимости выполнения мероприятий по обеспечению сохранности муниципального имущества.